Маут и ханка, новая рубрика

Опубликовано: 21.12.2017
кочевая педагогика: маут и ханка

В сложившейся за века «народной» педагогике эвенов главная роль отводится семье. В эвенском обществе всегда отмечалась особая мягкость в отношении к детям: они считаются здесь «глазами» матери и «душой» отца. Грубое и жестокое обращение с детьми осуждается обычаем, и родители обычно никогда не применяют таких наказаний, как порка и лишение еды.

Одной из трудных работ в оленеводстве считается ловля маутом самцов перед гоном для резки рогов. Но даже и в этом случае оленевод, держа маутом оленя, часто просит ребенка «помочь» удержать животное, и ребенок с удовольствием и гордым видом держится за маут. Окружающие взрослые одобряют его помощь громкими возгласами

Неизменный спутник эвенов – маут, аркан для ловли оленей длиной 9—16 м. Плетеный маут делают из шкуры взрослого оленя: вырезается узкая лента, которая складывается вчетверо и сплетается. Скрученный маут делают из кожи двухгодовалого теленка или кожи шеи взрослого самца. Плетеный маут используют только осенью и зимой, скрученный – круглогодично. Чтобы кожа аркана не усохла, маут при хранении натягивают между деревьями или палками

ЭВЕНЫ – один из коренных малочисленных народов Севера. Ранее в этнографической литературе они были известны как тунгусы, а позже – ламуты. Численность этого народа составляет около 20 тыс. человек, основная часть проживает в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Магаданской и Камчатской областях. Основные традиционные занятия – кочевое оленеводство, охота, рыболовство

У специальных детских седел (ханка) спереди и сзади имеются широкие и высокие луки, к которым по бокам крепятся тонкие бортовые доски (дуры). В результате образуется нечто вроде короба, куда усаживают детей в возрасте от трех до шести лет. Сзади иногда делают спинку из тальника или нечто вроде навеса, чтобы защитить малыша от дождя и комаров

Ребенок у эвенов с детства приучался к самостоятельности и пользовался большой свободой.По рассказам информатора В. Захарова, его родители перед своим уходом надевали на него кухлянку, крепко привязывали к оленьим нартам так, чтобы он не смог упасть или убежать, а рядом привязывали собаку – чтобы мальчик не скучал.Когда родители бывали дома, они иногда привязывали сыну на спину колокольчик и отпускали его на улицу; ребенка было легко найти по звуку колокольчика, исполнявшего роль «радиопередатчика».Подобный сценарий описал и известный эвенский писатель Н.С. Тарабукин в повести «Мое детство»:«Кругом были скалы. И когда я смеялся, скалы все откликались и откликались.Я не знал, что ушел так далеко…»;«Я отправился в лес на поляну. Лес как будто потемнел и позеленел.Зашел в самую глубину леса…»

Источник: http://tmcreators.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться